Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.
Автор: Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.
Автор: Герасимов М.М.
Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.
Автор: Герасимов М.М.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.
Автор: Лебединская Г.В.
Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.
Автор: Пежемский Д.В.
Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)
Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.
Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.
Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Герасимов М.М.
Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.
Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)
Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение
Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.
Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6
Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».
Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)
Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.
Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.
Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"
Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I
Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)
КИМ А.Р.
Ким Аркадий Романович (2 февраля 1946г., г. Ангрен Ташкентской области – 6 мая 1993 г., г. Барнаул) – антрополог, кандидат исторических наук.
А.Р. Ким в 1974 году окончил историко-филологический факультет (ИФФ) Томского государственного университета (ТГУ), с 1970 г. работал в Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири ТГУ; с 1 декабря 1978 г. был младшим научным сотрудником, с 1 февраля 1988 г. (после присуждения степени кандидата исторических наук) научным сотрудником; с 10 октября 1988 г. перевелся в Алтайский государственный университет (г. Барнаул), где был директором Института гуманитарных исследований.
С самого начала своей научной деятельности А.Р. Ким разрабатывал проблемы расовой классификации и происхождения коренных народов Западной и Южной Сибири; занимаясь изучением населения северных предгорий Алтая, выделил своеобразный северо-алтайский вариант, занимающий самостоятельное таксономическое положение в расовой классификации народов Сибири. Провел около 25 собственных антропологических экспедиций, был участником 13 экспедиций в различные районы Томской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Алтайского, Красноярского краев, в которых собирал ценные антропологические, археологические, археологические сведения.
Уже после первого курса определились его научные интересы, когда в августе 1970 года он стал участником антропологической экспедиции на р. Чулым Томской области. Руководителем экспедиции был В.А. Дрёмов, который сразу увидел в А.Р. Киме надежного и ответственного помощника. К тому моменту А.Р. Ким уже отслужил в армии, был старше своих одногруппников и отвечал за оборудование, занимался сбором и отправкой собранных антропологических материалов. Во время экспедиции вместе с В.А. Дрёмовым снимал план местности у д. Обрыв, впервые в жизни, осматривая осыпь берега (район Центрополигона), обнаружил фрагменты керамики. Видимо, не случайно в дневнике руководителя экспедиции часто упоминается о нем: «Мы с Кимом», «Я и Ким». Собственно, после первого курса определились научные интересы Аркадия Романовича. Он стал заниматься антропологией.
Его дипломная работа «Антропологический тип кызыльцев в связи с вопросом о их происхождении» была написана под руководством В.А. Дрёмова и защищена на отлично в 1974 г. (Архив МАЭС ТГУ).
7 апреля 1987 г. в г. Москве в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР А.Р. Ким блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Антропологический состав и вопросы происхождения коренного населения северных предгорий Алтая» (руководитель к.и.н. В.А. Дрёмов). А осенью 1988 г. А.Р. Ким уезжает в г. Барнаул.
Начался новый этап его научной деятельности, где он вплоть до своей трагической гибели (6 мая 1993 г.), сделал очень много для становления антропологических исследований в Алтайском государственном университете, как результат, в настоящее время в университете действует кабинет антропологии с богатыми антропологическими коллекциями Алтайского края (Более 1500 ед. хранения краниологических материалов).
Аркадия Романовича отличали чисто человеческие качества, которыми обладают далеко не все. Его доброе отношение к коллегам и деликатность не станет оспаривать никто. Наверное, как и все мы, он любил не всех, мог дружить не со всеми, но в отношениях с коллегами всегда был ровным, по-доброму заинтересованным в успехах антропологов, археологов, этнографов и историков. Деликатность, отличавшая его от остальных, похоже, была врожденной. Возможно, он унаследовал его от своей матери – человека чистой и добрейшей души. Ему было свойственно стремление помочь другу, коллегам, да и всему миру!
Сибирские зимы, ледяные ночи, проведенные в строившемся доме, непосильные для человека южных кровей, экспедиционные тяготы подорвали его здоровье. Он боролся, боролся, как мог и сколько мог. Он выжил, защитил диссертацию, по приглашению Ю.Ф. Кирюшина и семейным обстоятельствам, уехал в г. Барнаул, где возглавил институт гуманитарных исследований, открывшийся на базе Алтайского госуниверситета, стоял у истоков формирования антропологических фондов этого ВУЗа. Времена наступали специфические, и собственные экспедиции ему пришлось прекратить, но в поле А.Р. по-прежнему выезжал: был организатором и научным консультантом полевых археологических практик Алтайского университета.
Томичи, да и иногородние коллеги, не называли его иначе как «Аркаша», и каждый считал его своим другом. Он им и был для однокурсников, преподавателей, соседей по дому, взрослых и детей. Особые отношения связывали его с антропологами г. Москвы и других научных центров.
2 февраля 2016 года Аркадию Романовичу Киму исполнилось бы 70.
Мы благодарны судьбе за встречу с этим большим Человеком.
Публикации А.Р. Кима:
К вопросу о происхождении кызыльцев (по краниологическим данным)//Тез. докл. на сессии, посвященной итогам полевых этнографических и антропологических исследований в 1974-1975гг. Душанбе, 1976. С. 34.
Материалы к краниологии кызыльцев//Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск, 1978. С. 208-216.
Материалы к краниологии телеутов//Вопросы археологии и этнографии Сибири. Томск, 1978. С. 151-163.
Краниологические коллекции Кабинета антропологии Томского университета/Составители: В.А. Дрёмов, А.Р. Ким. Томск, 1979. 120с.
Ким А.Р. О расовой дифференциации тюркоязычных групп Южной Сибири//Проблемы современной антропологии. Минск, 1983. С. 52.
Дерматологические данные и проблема происхождения телеутов//Полевые исследования Института этнографии. 1979. М., 1983. С. 186-192. (В соавторстве с Г.Л. Хить).
Об информативности различных систем антропологических признаков (краниометрия и дискретные вариации черепа)//Использование методов естественных и точных наук при изучении древней истории Западной Сибири/Тезисы докладов и сообщений к научной конференции. Барнаул, 1983. С. 53-56. (В соавторстве с В.А. Дрёмовым, А.Н. Багашёвым).
Материалы к краниологии шорцев и кумандинцев//Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск, 1984. С. 180-195.
Антропологический состав населения западносибирской лесостепи в эпоху позднего средневековья//Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1984. С. 23-27.
Southern Ties of the Ob Ugrials and Samodians according to Craniological Data//Шестой Международный конгресс финно-угроведов/Тезисы. Том IV. Этнография, археология, антропология. Сыктывкар, 1985. С. 185. (В соавторстве с В.А. Дрёмовым).
Антропологический состав и вопросы происхождения коренного населения северных предгорий Алтая: Автореф. дис. …канд. ист. наук. М., 1987. 17с.
Расогенетические связи населения Горного Алтая в первой половине I тыс. н.э.//Тюркология-88: Тез. докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конференции. Фрунзе, 1988. С. 581-582.
Антропологический состав Обь-Иртышского междуречья в древнетюркское время//Бараба в тюркское время. Новосибирск, 1988. С. 129-163. (В соавторстве с Т.А. Чикишевой).
Южные связи обских угров и самодийцев по данным краниологии//Материалы VI Международного конгресса финно-угроведов. Т.1. М., 1989. С. 168-170. (В соавторстве с В.А. Дрёмовым).
Anthropological Composition of the Barabinsk Tatars (on the Question of Ugro-Samodian Lonks Craniological Research)//Congressus septimus Internationalis Fenno-Ugristarum. Debrecen, 27.YIII-2.IX.1990. Sammaria Dissertationum. 26. Ethnologica et Folklorica. Literaria. Historica, Archaeologica et Anthropologica. Debrecen, 1990. C. 166.
Антропологический состав населения Барабы в позднем средневековье//В.И. Молодин, В.И. Соболев, А.И. Соловьев. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. С. 249-260.
Раскопки аварийных памятников в Горном Алтае//Охрана и использование археологических памятников Алтая/Тезисы докладов и материалов к конференции. Барнаул, 1990. С. 87-90. (В соавторстве с В.Н. Владимировым, Ю.Т. Мамодаковым).
К палеоантропологии восточной части Горного Алтая в первой половине I тыс. н.э.//Охрана и использование археологических памятников Алтая/Тезисы докладов и материалы к конференции. Барнаул, 1990. С. 134-136.
Мезиоцистельные размеры зубов у бачатских телеутов (краниологический материал)//Археологич Горного Алтая. Барнаул, 1994. С. 8-11. (В соавторстве с Л.Н. Смердиной, Г.А Кошкиным).
Craniology of Western and Southern Sibirian Peoples-Korean Ancient Historical Societu Seoul, Korea, 1994. 5. C. 347-365. (In collaboration A.N. Bagashev).
Kim A.R. Materials on Craniologi of the Shorts and Kumandins. Seoul, Korea, 1995. 5. C. 603-614.
Погребения из Нижнетыткескенской пещеры I – первая афанасьевская могила на территории Горного Алтая// Археология Нижнетыткескенской пещеры I (Алтай). Барнаул, 1995. С. 95-117. (В соавторстве с Т.А. Чикишевой).
Мезодистальные размеры зубов у бачатских телеутов (краниологический материал)//Археология, антропология и этнография Сибири. Барнаул, 1996. С. 19-24. (В соавторстве с Л.Н. Смердиной).
Публикации о Киме А.Р.:
Археология, антропология и этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антропологи А.Р. Кима. Барнаул, 1996. 263с.
Владимиров В.Н. А.Р. Киму // Археология, антропология и этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антропологи А.Р. Кима. Барнаул, 1996. С. 5-6.
Дрёмов В.А., Львова Э.Л. Памяти А.Р. Кима (1946–1993) // Археология, антропология и этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антропологи А.Р. Кима. Барнаул, 1996. С. 7-8.
Кирюшин Ю.Ф. Аркадий Романович Ким//Археология, антропология и этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антропологи А.Р. Кима. Барнаул, 1996. С. 9-12.
Молодин В.И. Аркадий//Археология, антропология и этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антропологи А.Р. Кима. Барнаул, 1996. С. 13-18.
Беликова О.Б. Материалы А.Р. Кима по археологии Чулыма (поселение Малиновский Борик-1)//Археология, антропология и этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антропологи А.Р. Кима. Барнаул, 1996. С. 25-30.
Боброва А.И., Рыкун М.П. Штрихи к биографии (памяти А.Р. Кима) //Из истории Сибири. 30-летию лаборатории. Томск, 1998. С. 29-45.
Рыкун М.П. Ким Аркадий Романович//Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 69-70.
Рыкун М.П.,
Багашёв А.Н.,
Боброва А.И.
2 февраля 2016г.