Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.

Автор: Веселовская Е.В.

Пластическая реконструкция выполненная по мужскому черепу из кургана 2 могильника Аралтобе (Атырауская область). Могильник исследован Западно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством З.Самашева в 1999 году.
Автор пластической реконструкции канд. биол. наук, доцент, старший научный руководитель лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Е.В. Веселовская

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.

Автор: Герасимов М.М.

Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.

Автор: Герасимов М.М.

Китойский могильник находится на лев. бер. Ангары в 5 км ниже устья р. Китоя (в местности «Ярки»). В 1880—81 Н. И. Витковский произвел здесь раскопки 24 могил неолитической культуры. По богатству найденного погребального инвентаря К. м. является первоклассным доисторическим памятником

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.

 

Автор: Лебединская Г.В.

Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое. 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Atlasovskoe101
Одиночное мужское погребение с некоторыми артефактами было случайно обнаружено рабочими в 2003 г. у озера Атласовское в пригороде г. Якутск на территории ботанического сада Якутского государственного университета (ныне Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова). Положение костей указывало на сидячее положение тела в погребении. В захоронении были найдены остатки лука и колчана со стрелами.  Эта находка представляет одно из наиболее ранних древнеякутских погребений, относящихся к кулун-атахской 
Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.

Автор: Пежемский Д.В.

Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)

Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Karasye 102   Череп принадлежит женщине 35-40  лет  из погребения 2, кургана 11 могильника Карасье 9. Раскопки Шараповой С.В.
   Могильник относится к саргатской культуре, датируется эпохой раннего железа.
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.

Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.

   Ust poluy 102Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.

Автор: Герасимов М.М.

Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Бердикожа-батыр (1708-1786) - государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы древнего племени уйсын Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сырдарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историо­логия повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах армии Абылай-хана против вторгшихся в Казахстан многочисленных войск китайцев. В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. 
В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает Бердыкожа-батыр. Об этом скорбном для казахов событии подробно написал А. Левшин в своем знаменитом труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Еще более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа…Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза. – Авт.), который вез его к своему родоправителю. Раздраженные поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили Бердыкожу самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсеченные члены». 
Кстати, изучение останков батыра учеными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». 
Так, тщательное антропологическое исследование московскими учеными костей батыра показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечен фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. 
Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело все же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.
По древним обычаям казахов его мазар был возведен на древней караванной дороге, связавшей города-оазисы Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. 
К настоящему времени остались развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. 
Он был возведен из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму. 
 
 
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
 
 
 
 
 

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.

Автор: Нечвалода А. И.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)

Atlasovskoe 201

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов. 

 

Автор: Герасимов М.М.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)

   Atlasovskoe 202Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола. 
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)

Brusnicin 102Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал  технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр

Zeleniy Yar 102

   Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.).  Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати. 

Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение

   SERGELAHSKOE 102Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
   Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием. 

Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6

mandes2.jpg   Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 mandes1.jpg

Arkaim_f.jpg

Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.

Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.ataualpa.jpg


Атауальпа_1.jpg

Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени.    При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени.    Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов    

Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.           

Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II

   Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева.    Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   berel_male.jpg Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

    Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура

   Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.   Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.   Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан  

Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)

   Курганный могильник Устюг 1 (V-VI вв. н.э.), бакальская культура. Портрет мужчины 35 - 40 лет. Расположен в среднем течении р. Тобол, на территории Заводоуковского р-на Тюменской обл. Раскопки Матвеевой Н.П. 2009-2012 гг.

Анатолий Багашёв: «Антропология — наука историческая, но точная…»

  Доктор исторических наук, директор Института проблем освоения Севера СО РАН Анатолий Багашёв под занавес 2016 года  стал лидером общественного признания. На заседании «Клуба-7», куда входят руководители ведущих СМИ Тюменской области, Багашёва назвали «Учёным года».

f5026fe21c1bc89f5145e77a4742e97c.jpg

Учёный в музее Института проблем освоения Севера СО РАН.
Фото Анатолия Меньшикова.

Комары и цифры

   В школе я интересовался классической историей. В Томский университет целенаправленно поступал на кафедру Средних веков. Всё изменилось после первого курса, во время летней практики. В этнографической экспедиции из любопытства записался в выездной антропологический отряд, который возглавил Аркадий Ким. Нас увезли в Красноярский край на раскопки томско-чулымского могильника XVII — XVIII веков. Глухие места. Комаров — тучи! Утром копали могильник, облившись диметилфталатом, чтобы насекомые не съели. Обедали, сидя в речке, по той же причине. Поездка стала судьбоносной. Беседы с Аркадием Романовичем вызвали интерес к антропологии. Захотелось быть причастным — самому изучать происхождение человека и его существование на земле. Антропология — это ведь и биология, и история вместе взятые. Исследование биологических особенностей древних людей позволяет реконструировать исторические процессы. Обычный историк может просидеть в архивах полжизни и ничего не найти. А тут живое дело! Раскопки, находки, их изучение. И если в классической истории всё преломляется через исследователя и его понимание хода исторического процесса, то антропология опирается на точные цифры и объективные выводы. После экспедиции я попросился на стажировку к Владимиру Дрёмову, который возглавлял в университете антропологические исследования. С той поры и до сегодняшнего дня только этой наукой и занимаюсь.

Квадраты Сибири

   Любое антропологическое исследование подразумевает закрытие белых пятен на карте народов мира. Сибирь долгое время была большим белым пятном. По многим народам вообще не было антропологических данных. Какая расообразовательная линия ведёт к той или иной группе популяций? Чтобы узнать это, нужно понять характер изменчивости антропологических особенностей современного населения. Мы начали работать втроём: Ким, Дрёмов и я. Сибирь разделили на квадраты. Дрёмов взялся за обских хантов, Ким изучал коренное население Южной Сибири. А мне досталась Западно-Сибирская равнина, где проживают тоболо-иртышские, барабинские, томские, чулым­ские татары. Более 10 лет мы вели разведку, раскопки, поиски. К концу 1980-х годов практически по всем современным коренным группам Западной и Южной Сибири получили материал. Оставалось разобраться в происхождении их особенностей. Стали спускаться вглубь — в Средневековье, раннее железо, искать выход на современность. Эта огромная работа вылилась в монографию, которая сегодня является одной из самых цитируемых в антропологии. А в 1990-х я остался один. Ким погиб. Дрёмов умер. Меня позвали в Тюмень, где на базе Института проблем освоения Севера создавали этнографо-антропологический отдел.

Западно-сибирская раса

   В результате многолетних исследований я ввёл в употребление новый таксон — западно-сибирская раса. Всем известны основные расы: негроидная, монголоидная и европеоидная. Но существуют и малые. Население планеты многообразно. В XIX веке антропологи установили, что к востоку от Урала распространены народы монголоидной расы (широкое лицо, плоский нос, узкие глаза), а к западу — европеоиды (голубые глаза, светлые волосы и кожа). Однако ещё при Петре Первом исследователи, занимаясь изучением Западной и Восточной Сибири, выяснили, что биологические особенности местного населения не подчиняются закономерности распространения чистых монголоидных и европеоидных признаков. Сибиряки обладали противоречивым их сочетанием. Учёные обозначили новый тип как америконоидный. Жители Сибири походили на американских индейцев: плоское лицо, орлиный нос, высокое переносье. Но уже в XX веке исследователи не могли зафиксировать эти особенности! Собрав антропологический материал, я пришёл к выводу, что в условиях географической изоляции на территории Западной и частично Восточной Сибири в силу слабого притока людей шли генетико-автоматические процессы, закреплялся и воспроизводился именно тот генотип, который определяет особенности антропологии и западно-сибирских народов, и американских индейцев. На основании этого выделил локальную западно-сибирскую расу. Как получилось, что древние жители Сибири оказались схожи с индейцами? Всё просто. Тысячи лет назад люди следовали за мигрировавшими стадами диких оленей, а потом расселялись на новых землях. Так в 30-28-м тысячелетии до нашей эры по перешейку в Беринговом проливе сибиряки дошли до Северной Америки, а позже достигли и центральной её части. Вторая волна миграции случилась в 20-12-м тысячелетии. То есть североамериканских индейцев можно условно назвать родственниками древних жителей Западной Сибири. В 15-16-м тысячелетии до нашей эры они ещё представляли некое генетическое единство. Хотя их объединял только один комплекс морфологических особенностей — монголоидность в сочетании с орлиным носом. Потомками людей западно-сибирской расы являются угро-самодийские народы. Но у них уже нет орлиного носа. Таковой можно встретить лишь у елогуйских кетов, живущих в среднем течении Енисея.

Берега и люди

   Человек — существо полиморфное. Популяция — это группа людей, связанных разной степенью родства. Возьмём отдельную деревню. Браки внутренние там заключаются чаще, чем внешние. И постепенно, в течение нескольких поколений формируется группа людей, которые в той или иной мере связаны родством. Урбанизация многое меняет. Но всё равно не нарушает законы генетики. Изучались популяционные структуры населения Лондона. Сколько мостов через Темзу? Около 300! Связь между левым и правым берегами города налажена хорошо. Тем не менее браки на той и другой стороне чаще заключаются между «своими». Даже в современных условиях река выступает генетическим изолятом. Внутри сообществ медленно накапливаются популяционные изменения. К слову, к вырождению ведёт только кровнородственное смешение. Возьмём ненцев. У них, как известно, две фратрии (группы родов) — Вануйто и Харючи. Предпочтительные браки заключаются между представителями этих родовых групп. Внутренние союзы не поддерживаются. Так народы стабилизируют свой генетический фонд. Предполагается, что у неандертальцев были распространены близкородственные связи, что и привело их к вырождению.

Исторический процесс

   Белые пятна ещё есть! Нам немногое известно о северных самодийцах: нганасанах и энцах. Маленькая численность, кочевой образ жизни, наземные погребения… Антропологический материал сложно собрать. То же самое с северными селькупами. Сейчас в Красноселькупском районе специалисты нашего института изучают могильник Кикиаки. Навалились на него. Работа начинает приносить плоды. По лесным ненцам надо материал собирать. И по манси — восточным и западным (эти группы практически исчезли). Прогресс и освоение территорий не остановить. Исчезновение малых народов — тоже. Это нормальный исторический процесс. Сколько народов за тысячи лет письменной истории возникало, развивалось, смешивалось, растворялось? Конечно, люди желают сохранять свои традиции. И для этого нужно создавать условия. И всё же маленькие народности неизбежно будут исчезать. Вот пример: по последним данным, западных манси осталось около 115 человек. В конце 1980-х их было 167. А ведь там, где они живут, их никто не трогает, промышленности нет. Просто они уже не могут самовоспроизводиться. Да и молодёжь уезжает в города. Мало кто остаётся, чтобы хранить традиционный уклад.

Денежный вопрос

   Если бы у нас были возможности, как в 1970-80-е годы! Тогда мы планировали свои работы, их гарантированно финансировало государство. Конечно, мы добивались хороших результатов! А сейчас? Денег, которые нам выделяют, хватает только на зарплату. На экспедиции, командировки, конференции, оборудование — нет. Выкручиваемся за счёт хоздоговоров и грантов. Последние полтора года не платим за коммунальные услуги. Нечем! Сегодня невозможно планировать исследования. Добываем материал от случая к случаю. Нам говорят, что мы должны сами обеспечивать фундаментальные исследования! Пропащее дело! Нас пока спасает закон об объектах культурного наследия народов Российской Федерации. Освоение новых месторождений, строительство дорог и трубопроводов требует проведения историко-культурных изысканий. Нефтегазовые компании вынуждены обращаться к нам за экспертизой территорий, чтобы выяснить, нет ли там памятников археологии, не нарушают ли они права коренного населения.

Реформы и тревоги

   Сегодня у нас работают крупные специалисты в области археологии, антропологии, этнографии и эколого-биологии. Есть научные сотрудники, занимающиеся краниологией, остеологией, одонтологией, болезнями древних людей, пластической реконструкцией лица по черепу. Любую антропологическую проблематику мы в состоянии раскусить. И никто, кроме нас, в Тюменской области не занимается краснокнижными растениями, этнографией коренного населения. Но… такое ощущение, что это никому не нужно. Вот если бы правительство области нас поддержало! Ведь институт вносит существенный вклад в изучение истории края, обеспечение комфортного существования коренного населения и сохранение традиционного природопользования! Сейчас мы ступили на путь реформирования. Все институты в составе Тюменского научного центра СО РАН будут ликвидированы, сотрудники вольются в новый Федеральный исследовательский центр. Нам обещают, что будем заниматься тем же самым. Но мы сомневаемся. Подобное происходит в ряде российских городов. Фактически идёт ликвидация фундаментальных исследований. Третий год Правительство РФ сокращает финансирование на 10-15 процентов. Если так и дальше пойдёт, фундаментальная наука в России исчезнет. Пока мы пользуемся научными плодами, которые взращивались на протяжении XIX — XX веков. А в XXI веке их уже не станет. Кем буду в новой структуре, пока не знаю. Слияние произойдёт через увольнение всех сотрудников. Кто будет определять, кому оставаться в науке, а кому — нет? Коллектив института ни в коем случае нельзя утратить. Нам обещают, что его сохранят, направления работы — тоже. Но отчего-то тревожно на душе…

   Досье «ТИ»:
   Анатолий Багашёв родился в Пермской области. В школу пошёл в Тюмени, аттестат получил в Бухаре. В 1979 году окончил Томский госуниверситет. Работал учителем истории в школе поселка Самусь. Прошёл путь от старшего лаборанта Томского госуниверситета до директора Института проблем освоения Севера СО РАН. Признанный специалист в области палеоантропологии и этнической антропологии древнего и современного населения Северной Азии. Среди основных научных результатов Багашёва — выделение новой таксономической категории — западно-сибирской расы, состоящей из двух антропологических типов: уральского и обь-иртышского. Он также изучил антропологический состав населения Западной Сибири в эпоху раннего железа, проследив генезис составляющих компонентов, некоторые из которых уходят корнями в эпоху неолита.

Ирина Тарабаева

Источник: Тюменские Известия

Поделиться:
Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Слайдер 1
    Слайдер 1
  • Слайдер 2
    Слайдер 2
  • Слайдер 3
    Слайдер 3
  • Слайдер 4
    Слайдер 4
  • Слайдер 5
    Слайдер 5
  • Слайдер 6
    Слайдер 6
  • Слайдер 7
    Слайдер 7
  • Слайдер 8
    Слайдер 8
  • Слайдер 9
    Слайдер 9
  • Слайдер 10
    Слайдер 10

Сейчас на форуме

Форум закрыт
^ Наверх