Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.
Автор: Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.
Автор: Герасимов М.М.
Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.
Автор: Герасимов М.М.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.
Автор: Лебединская Г.В.
Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.
Автор: Пежемский Д.В.
Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)
Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.
Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.
Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Герасимов М.М.
Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.
Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)
Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение
Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.
Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6
Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».
Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)
Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.
Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.
Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"
Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I
Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)
Новости
Юбилей Валерия Ивановича Хартановича!
Поздравляем Валерия Ивановича с днем рождения и 70-летним юбилеем и желаем здоровья, интересных материалов и возможностей!
Валерий Иванович Хартанович родился 10.06.1952.
В 1974 г. он закончил исторический факультет ЛГУ им. А.А. Жданова (кафедра этнографии и антропологии), и начиная с этого времени его жизнь и научная деятельность были неразрывно связаны с МАЭ РАН.
В.И. Хартанович является автором и соавтором более ста научных публикаций. Основная тематика его научных исследований связана с изучением процессов заселения человеком Северной Европы и Западной Сибири, миграционными и этническими процессами в этих регионах. Им был изучен антропологический состав саамов, карел, финнов, коми-зырян, ряда средневековых популяций Северо-Запада России. Собранные при его участии краниологические коллекции этих народов вошли в основной фонд МАЭ РАН.
Последние двадцать лет (с 2002 года) В.И. Хартанович бессменно руководит Отделом антропологии МАЭ РАН, и под его руководством отдел добился выдающихся научных результатов. Благодаря демократичному и доброжелательному отношению ко всем инициативам сотрудников, была существенно расширена сфера профессиональной деятельности отдела. Если до начала 2000-х годов она была по большей части связана с традиционными краниологическими и остеологическими исследованиями, то на настоящий момент сотрудники отдела проводят исследования в области палеодемографии, палеогенетики, одонтологии, компьютерной томографии, геометрической морфометрии и ряде других областей. За время руководства В.И. Хартановича были заключены договоры о сотрудничестве с несколькими десятками научных учреждений из различных стран мира, среди которых Дублинский университет (Ирландия), Университет Копенгагена (Дания), Университет Хельсинки (Финляндия), Гарвардский университет (США), Университет Тарту (Эстония), Институт изучения истории человечества Общества научных исследований им. Макса Планка (Германия), Исследовательский центр китайской пограничной археологии Цзилиньского университета (Китай), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (Россия), Санкт-Петербургский государственный университет (Россия), Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева (Россия). Все это сделало Отдел антропологии современным многофункциональным научным центром.
#юбилей #антропология #археология #наука
Мария Всеволодовна Добровольская - член-корреспондент РАН
Уважаемые коллеги,
Поздравляем Марию Всеволодовну Добровольскую (д.и.н., ВНС, заведующую лабораторией контекстуальной антропологии Института археологии РАН) с избранием 01.06.2022 года в член-корреспонденты Российской Академии Наук.
Фото использовано с сайта ИА РАН
Ушел из жизни Т.К. Ходжайов
Ушел из жизни В.П. Чтецов
13 декабря 2021 года на 89-ом году жизни скончался Владимир Павлович Чтецов, один из старейших сотрудников НИИ и Музея антропологии МГУ и кафедры антропологии биологического факультета Московского университета, выдающийся российский антрополог, доктор биологических наук, профессор.
В.П. Чтецов был профессиональным антропологом, окончившим кафедру антропологии биолого-почвенного факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, (1956), ученик Я.Я. Рогинского, М.А. Гремяцкого и В.П. Якимова.
В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Факторный анализ некоторых морфологических особенностей человека»; в 1979 году стал доктором биологических наук («Соматические типы и состав тела у мужчин и женщин»); с 1993 года – профессор (по специальности «антропология»).
Владимир Павлович всю свою жизнь проработал в стенах Московского университета: был одновременно директором НИИ и Музея антропологии МГУ (1980–2008) и заведующим кафедрой антропологии биологического факультета МГУ (1980–2012).
В сфере его научных интересов были теоретические и прикладные аспекты морфологии человека: изучение состава тела, соматотипирование и конституционология, математический анализ в приложении к антропологическим данным. Впервые разработал способы применения многомерного факторного анализа к данным антропологии. Значительная часть работы В.П. Чтецова была посвящена изучению состава тела. Он разработал новую схему конституциональной диагностики для мужчин и женщин, базирующейся на объективных измерительных признаках, отбор которых был теоретически обоснован. Новая схема получила широкое применение в научных исследованиях и позволила избегать субъективности визуальных методов определения, существовавших ранее в антропологии. Схема В.П. Чтецова нашла применение в спортивной практике для характеристики морфофункционального статуса спортсмена.
Владимир Павлович ответственно относился к своей административной работе. В середине 1980-х годов НИИ и Музей антропологии существенно увеличил свои рабочие площади: было получено 5 новых комнат для лабораторий по адресу Моховая, 11; квартира площадью около 200 кв.м для лаборатории прикладной антропологии (Романов переулок, 4), а также помещения в цокольном этаже (Моховая, 9) для хранения коллекций.
В сложное для науки время поддерживал международное сотрудничество. В начале 80-х годов ХХ века НИИ и Музей антропологии под руководством В.П. Чтецова организовал и провел первую, и, наверное, единственную зарубежную выставку коллекций из музеев МГУ. Это была советско-японская антропологическая выставка «Происхождение человека. Место неандертальцев и кроманьонцев в эволюции человека». В рамках выставки был проведен советско-японский симпозиум, положивший начало сотрудничеству России и Японии в области антропологии. В последующие годы российско-японские научные симпозиумы были организованы еще дважды (2005 и 2018). При его непосредственном содействии были организованы и проведены международные симпозиумы «Раса: миф или реальность?» (1998) и «Антропология на пороге третьего тысячелетия» (2002).
На протяжении многих лет В.П. Чтецов был главным редактором журнала «Вопросы антропологии» (1980-2005).
Владимир Павлович выступил инициатором развития экспозиции Музея антропологии. В 2000–2003 годах, несмотря на полное отсутствие целевого финансирования, силами небольшого коллектива была создана экспозиция, посвященная биологическому и культурному многообразию человечества.
В 2005–2007 годах он руководил работами по подготовке лабораторий, экспозиций и коллекций музея к капитальному ремонту здания на Моховой 11. В 2007 году было полностью оборудовано хранение для палеоантропологического отдела в цокольном этаже.
В нашей памяти Владимир Павлович Чтецов сохранится как профессиональный антрополог, человек, чей опыт и знания всегда будут востребованы новыми поколениями антропологов.
Коллеги и ученики Владимира Павловича глубоко скорбят об утрате и выражают глубокие соболезнования семье покойного.
https://www.bio.msu.ru/news/view.php?ID=4685
Коллектив НИИ и Музея антропологии МГУ
Секция 29 "Экология человека: вызовы современности и историческая ретроспектива" на XIV Конгресс антропологов и этнологов России Томск, 6–9 июля 2021 г.
- Проблема сохранения культурного наследия на примере малых городов Центральной России;
- Образы малой Родины и «родной культуры» в представлениях разных поколений и их преподнесение туристической индустрией;
- Соотношение локального, регионального, этнического и общероссийского самосознания;
- Ретроспективный анализ биологических и социальных показателей экологического благополучия.
Ушел из жизни И.В. Перевозчиков...
С прискорбием сообщаем, что вчера, 9 января 2021 года ушел из жизни И.В. Перевозчиков.
Траурный регламент пока не согласован.
Илья Васильевич долгое время работал в НИИ и Музее антропологии МГУ, за время работы опубликовал большое количество научных работ, в т.ч. учебник "Антропология" для студентов высших учебных заведений.
И.В.Перевозчиков окончил кафедру антропологии Биолого-почвенный факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 1965 году.. Занимался расоведением, популяционной и этнической антропологией, проблемами метисации, палеоантропологией, обобщенным фотопортретом.
Тема дипломной работы: «К палеоантропологии Кетмень-Тюбинской долины Тянь-Шаня» (науч.рук. - профессор Н.Н.Миклашевская).
В 1976 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук в специализированном ученом совете Д-053.05.36 при МГУ имени М.В.Ломоносова по теме:
«Определение групп крови АВО у населения евразийских степей 1-го тысячелетия до нашей эры» (науч.рук.- профессор Ю.Г.Рычков).
В 1994 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора биологических наук в специализированном ученом совете Д-053.05.36 при МГУ имени М.В.Ломоносова по теме:
«Антропология смешанных групп населения».
Источник информации об И.В. Перевозчикове: Сайт НИИ И Музея антропологии МГУ
Фото сделано Е.П. Китовым на конференции в ИЭА РАН в 2016 году.
Опубликованы фотографии вскрытия гробницы Амира Темура
«Узархив» опубликовал фотоснимки, сделанные во время вскрытия могилы Амира Темура в июне 1941 года. Снимки хранятся в госархиве Самаркандской области.
Агентство «Узархив» опубликовало фотоснимки вскрытия гробницы Амира Темура в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде, которое состоялось в 1941 году. Фотографии хранятся в Государственном архиве Самаркандской области.
Вскрытием гробницы руководили председатель экспедиции, математик Ташмухамед Кары-Ниязов и антрополог Михаил Герасимов. Происходящее на камеру снимал кинооператор Малик Каюмов.
Как отмечается в «Википедии», решение о вскрытии было принято правительством СССР. Раскопки начались 16 июня, сперва были вскрыты могилы сыновей Улугбека — внука Амира Темура, затем усыпальницы его сыновей — Мираншаха и Шахруха. Останки Улугбека достали 18 июня, а гроб самого Амира Темура вскрыли 20 июня. Это произошло за два дня до начала Великой Отечественной войны (1941−1945), из-за чего имеется легенда о том, что вскрытие гробницы выпустило дух войны.
Источник: Газета.uz
Реконструкции по черепам из могильника Аржан-2
В вестнике археологии, антропологии и этнографии опубликована статья по графической реконструкции лица по черепам из "Царского" кургана могильника Аржан-2
В результате исследования памятника мирового значения Аржан-2, расположенного в «Долине царей» Республики Тыва, получен уникальный палеоантропологический материал. Настоящее исследование посвящено задаче определить, как выглядели погребенные в этом кургане скифские «царь» и «царица». Работы проводились сотрудниками ИЭА РАН. Подробно описан процесс предварительных работ, связанных с реставрацией черепов и изготовлением их точных копий; приведены примеры расчета прижизненных параметров на основе краниометрических измерений; представлены выполненные скульптурные портреты.
Рис. 1. Фото мужского черепа. Аржан 2. Погребение 5, скелет 1.
Fig. 1. Male skull photo. Arzhan 2. Burial 5, skeleton 1.
Рис. 2 Фото женского черепа. Аржан 2. Погребение 5, скелет 2.
Fig. 2. Female skull photo. Arzhan 2. Burial 5, skeleton 2.
Скульптурная реконструкция по черепу скифского «царя». Автор реконструкции Е.В. Веселовская: а, б — этапы работы над реконструкцией; в — окончательный вариант портрета.
Sculptural reconstruction on the skull of the Scythian «king». Reconstruction by E.V. Veselovskaya: a, б — stages of the reconstruction; в — the final version of the portrait.
Скульптурная реконструкция по черепу скифской «царицы». Автор реконструкции Р.М. Галеев: а — этап работы над реконструкцией; б, в — окончательные версии портрета.
Sculptural reconstruction on the skull of the Scythian «queen». Reconstruction by R.M. Galeev: a — stage of the reconstruction; б, в — the final versions of the portrait.
Информация о переносе IX Алексеевских чтений
Уважаемые коллеги!
Труды выдающихся отечественных ученых Валерия Павловича и Татьяны Ивановны Алексеевых и сегодня являются источником развития антропологии и примером комплексных междисциплинарных исследований не только для отечественных специалистов, но и для антропологов, этнологов и археологов во многих странах мира. Их масштабные экспедиционные проекты и пионерские исследования на стыке естественных и гуманитарных наук позволяют отечественной антропологии до сих пор оставаться на передовых рубежах мировой науки.
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН выступает организатором для проведения очередных IX Алексеевских чтений, посвященных памяти академиков В.П. Алексеева и Т.И. Алексеевой. В соответствии с предварительным планом, проведение конференции было запланировано на 31 мая – 6 июня 2021, в Москве, с базой по адресу Ленинский проспект 32а, Институт этнологии и антропологии РАН.
Члены Оргкомитета Чтений по-разному оценили возможность проведения мероприятия в 2021 г. Но, в соответствии со сложившейся на сегодняшний день ситуаций с короновирусной пандемией, данные планы представляются проблематичными по ряду причин: 1. вероятность второй волны короновируса, что существенно осложняет как подготовку данного мероприятия, так и получение грантов на проведении конференции офлайн. 2. повышенная плотность научных мероприятий, образовавшаяся вследствие переноса крупных международных антропологических мероприятий с года 2020 на 2021. Представляется, что данные обстоятельства могут негативно сказаться на возможности коллег из других регионов России, а также из дальнего и ближнего зарубежья принять участие в IX Алексеевских чтениях. Поэтому все же было принято решение о переносе Чтений на конец мая - начало июня 2022 г.
Информация о тематике чтений и о времени их проведения будет сообщена весной 2021 г.
Информация: Оргкомитет IX Алексеевских чтений
Статья о травматических повреждениях на черепах из Ново-Сасыкульского могильника
Опубликованы результаты анализа костных останков раннего железного века из Прикамья.
В статье проведен анализ травматических повреждений в краниологической серии из Ново-Сасыкульского могильника пьяноборской культуры (Нижнее Прикамье). Памятник датирован I–II вв. Для группы характерен высокий уровень летального боевого травматизма. В общей сложности на 12 черепах из 94 обследованных зафиксировано 16 травм. С учетом особенностей планиграфии погребений, из которых происходят травмированные черепа, сделан вывод, что часть группы, оставившей могильник, погибла в результате возможно одномоментного вооруженного конфликта.
Источник (скачать по ссылке): Куфтерин В.В., Воробьева С.Л. Травматические повреждения на черепах из Ново-Сасыкульского могильника // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 2 (49). с.98-111.
XIV Конгресс антропологов и этнологов России
АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ
XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.
ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.
Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».
В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:
• Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
• Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
• Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
• Этнокультурное развитие и российская идентичность
• Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
• Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
• Антропология религии
• Миграционные исследования
• Цифровая антропология
• Физическая (биологическая) антропология
• Этнографический туризм и музееведение
• Методы и техники полевых и кабинетных исследований
• Историографические традиции этнологии и антропологии
Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.
Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.
Контакты для связи с оргкомитетом:
Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
XIV Конгресс антропологов и этнологов России
ТОМСК, 6–9 июля 2021 г.
ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)
Ф.И.О.(полностью) |
|
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) |
|
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) |
|
Должность | |
Ученая степень, звание | |
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса (секция, круглый стол, симпозиум, пр.) |
|
Название секции |
|
Тематика работы секции |
|
Телефон моб., раб. (с кодом города) | |
* Просим указывать полные, не сокращенные названия
Источник: Сайт ИЭА РАН
Монета посвящённая 100-летию со дня рождения М.М. Герасимова
Малоизвестный факт.
В 2007 году была выпущена монета посвящённая 100-летию со дня рождения М.М. Герасимова.
Характеристика : серебро 925 пробы, диаметр монеты 33 мм., вес 17 г., содержание чистого металла 15,5 г. Тираж: 10 000 штук.
Описание реверса: в центре – изображение М.М. Герасимова за работой над скульптурным портретом человека, перед ним – эскиз и штангенциркуль, справа на матовой поверхности: вверху – даты в две строки «1907» и «1970», ниже – надпись по окружности «М.М. ГЕРАСИМОВ»; слева на втором плане – четыре скульптурных портрета.
С днем реставратора!
Дорогие друзья и коллеги, все кто связаны с этим праздником, поздравляем с днем реставратора!
Антропологи, те кто работает с палеоматериалами (особенно краниологи) также занимаются реставрацией, правда черепов, реже костей, а порой и зубов (бывают и такие случаи). Процесс непростой и трудоемкий. Если раньше в крупных организациях были ставки реставраторов, то сейчас о таком можно только слышать и удивляться. Каждый краниолог перед тем, как начать работать собственно научной работой, делает очень много предварительной: моет, чистит, шифрует и конечно же реставрирует. И это большая работа. Иной череп может не склеиваться не то что часами, но и неделями. а потом вдруг собраться в идеальную близкую к оригинальной форме. Порой все восхищаются реконструкцией внешнего облика древнего человека или читают статьи по антропологии, не представляют, что перед этим была проделана кропотливая работа по реставрации, фотофиксации и др. Поэтому этот день и про многих антропологов тоже!
На фото два черепа, которые имели максимальную посмертную деформацию, что исключало возможность их использования в работе. Кость пластичный материал, поэтому влажность и давление земли может значительно исказить форму. Они были разбиты и склеены заново (один череп раннего железного века, второе погребение - Золотая Орда, женщина с боккой, фрагментами одежды и замечательными сопутствующими материалами). По каждому в итоге была сделана графическая реконструкция лица по черепу.
Трепанационное отверстие на женском черепе сакской культуры с территории Киргизии
Одно из самых ярких трепанационных отверстий было зафиксировано на одном из женских черепов из кургана 68 могильника Кеден сакской культуры IV-III вв. до н.э. с территории Киргизии (раскопки К.И. Ташбаевой). Достаточно крупное трепанационное отверстие находится на затылочной части подквадратной формы, размерами 66,5х50 мм. Трепанационное отверстие выполнено множеством круглых перфорационных отверстий по его периметру. Их размеры около 4,3 мм. в диаметре. Все отверстия выполнены под углом 90° а также с небольшими отклонениями от него к поверхности. Следов заживления не выявлено. Само отверстие располагается длинными сторонами вдоль сагитального шва, при чем оно затрагивает все три смыкающихся кости (обе теменные и затылочную). Вполне вероятно, что сам высверленный фрагмент мог находится в рядом с черепом (по аналогии с трепанациями на мумиях пазырыкской культуры, где удаленный фрагмент вставлялся обратно, после извлечения мозга), но увы, проверить данную информацию на сегодняшний день невозможно.
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяньшанья (VIII – первая половина II в. до н.э.). – Алматы: «Хикари», 2019. – 300 с.
Монография "Палеоантропологические материалы в реконструкциях образа жизни и погребальной обрядности раннесредневекового населения Восточной Европы"
Новинки антропологии
В 2019 году была в Институте археологии РАН вышла монография Е.А. Клещенко, И.К. Решетовой "Палеоантропологические материалы в реконструкциях образа жизни и погребальной обрядности раннесредневекового населения Восточной Европы"
В монографии объединены два исследования:
- исследование раннесредневековых трупосожжений некоторых районов лесной зоны Европейской части России, основанные на материалах 35 могильников, демонстрируют основные тенденции в изменении элементов погребальной обрядности на протяжении первого тысячелетия н.э. Исследование предварено развернутым представлением методики изучения кремированных останков;
- разностороннее исследование ингумаций из погребений салтово‑маяцкой археологической культуры, включающее демографические, морфологические, палеопатологические и палеодиетологические аспекты анализа костных материалов, послужили основой для характеристики образа жизни и состава групп населения Донецко-Донского междуречья, различающихся по погребальной обрядности. Обширные приложения вводят в научный оборот первичные индивидуальные данные.
Скачать монографию можно на сайте Института археологии РАН - ссылка
Источник: Сайт ИА РАН (ссылка) и монография (Клещенко Е.А., Решетова И.К. Палеоантропологические материалы в реконструкциях образа жизни и погребальной обрядности раннесредневекового населения Восточной Европы / Отв. ред. М. В. Добровольская. М.: ИА РАН, 2019. 224 с.)
Онлайн ресурс журнала "Советская этнография"
Журнал "Советская этнография" издавался Издательством АН СССР с 1931 г. Прежнее название: 1889 - 1916 гг. - "Этнографическое обозрение" , 1926 - 1930 гг. - "Этнография".
В 1931 вышло 4 номера, 1932 - 1936 гг. - по 6 номеров в год, в 1937 - 4 номера. В 1938 - 1947 гг. под тем же названием выходили периодические сборники (последний № 6/7). В 1946 возобновилось издание журнала, который до 1956 выходил 4 раза в год, с 1957 - 6 раз.
С 1992 г. журнал вернул себе название "Этнографическое обозрение", под которым выходил с 1889 по 1916 гг.
Тираж: 2000 - 2600 экз.
Главная цель журнала - обзор статей и рецензий, посвященных вопросам этнографии народов СССР и зарубежных стран, истории этнографической науки, критике реакционных течений в буржуазной этнографии. Публикуются также исследования и материалы по антропологии, фольклористике, этногеографии, археологии, лингвистике, статьи и заметки, освещающие этнографическую работу музеев и научных учреждений союзных республик и зарубежных стран.
Источник: САЙТ СОВЕТСКОЙ ЭТНОГРАФИИ
С праздником 9 Мая! С Днем Победы!
Уважаемые коллеги, поздравляем вас с Праздником 9 мая!
Многие из профессиональных историков - антропологов, археологов, энтографов и специалистов других направлений участвовали в Великой Отечественной Войне, многие трудились в тылу, многие продолжали работать на поприще науки.
Для многих антропологов не теряют актуальности работы В.В. Гинзбурга, своей последовательностью и информативностью, а он был участник войны и полковник мед службы.
Кто-то не вернулся с войны или и мы всегда должны помнить их. К числу таких относится и Е.В. Жиров (известный в основном археологам и антропологам своими статьями по деформации черепа) который умер в 1942 году в Ленинграде.
Конечно, на сегодняшний день актуально и необходимо вновь собрать информацию о военных и трудовых подвигах ученых и они заслуживают отдельной большой монографии (и наверно не одной), чтобы мы знали этих людей не только как исследователей и по статьям научных работ, но и как людей совершавших подвиги. Надеемся, что эта работа еще найдет своего автора/ов.
Искренне поздравляем всех с Праздником 9 Мая!
Давайте вспомним всех кто причастен к этому дню, и кто ковал Победу на разных частях нашей большой и общей страны вне зависимости где бы оно не было на Западе или в Сибири, на Севере или Средней Азии!!!
Сокровища древней Маргианы
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вашему вниманию новое онлайн издание по Маргиане на русском и английском языках.
В популярной форме авторы рассказывают о Бактрийско-Маргианской археологической культуре (БМАК), известной также как Цивилизация Окса, существовавшей в конце III – середине II тыс. до н.э. на юге Средней Азии и в приамударьинской зоне Афганистана. В книге представлены основные находки, сделанные в ходе раскопок поселений БМАК в древней дельте реки Мургаб в Юго-Восточных Каракумах (Туркменистан). Этот центр древневосточной цивилизации был открыт советскими археологами в 1970-х годах и остается объектом полевых работ уже пятое десятилетие. Полученные материалы свидетельствуют о широких связях существовавшей здесь культуры с цивилизациями Инда, Месопотамии, Восточного Средиземноморья и Ахейской Греции.
Сарианиди В.И., Дубова Н.А., Самурский К.С. Сокровища древней Маргианы. Фотoальбом. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Старый сад, 2020. – 180 с
Ссылка для скачивания: СОКРОВИЩА ДРЕВНЕЙ МАРГИАНЫ
Фотографии о лаборатории антропологической реконструкции
Лаборатория пластической антропологической реконструкции была организована М.М.Герасимовым в 1950 году в стенах Института этнографии АН СССР. Лаборатория антропологической реконструкции специализируется на реконструкции внешнего облика человека по костным останкам. На сегодняшний день структурно входит в Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН.
Источник: Серебрянная камера
Реконструкция лица по черепу убитого мужчины сакской культуры из кургана 4 могильника Айгырджал (Киргизия)
В 2012-2013 гг. на могильнике Айгырджал на окраине города Нарын в Киргизии были проведены археологические работы под руководством К.Ш. Табалдиева и О.А. Солтобаева, которые позволили получить небольшую краниологическую серию сакского периода.
На одном из мужских черепов V-IV вв. до н.э. было обнаружено сквозное отверстие летального характера квадратной формы (Рис.1). Предположительно это боевая травма от проникающее оружия имеещего квадратное сечение ударной части. Под него вполне подходит сакский чекан. Вероятно мужчина и был убит от удара чеканом.
На рис.2 представлена графическая реконструкция лица по черепу. Автор реконструкции старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), кандидат исторических наук Дмитрий Владимирович Поздняков.
Рисунок 1 . Череп из могильника Айгырджал, к.4. Мужской череп с проникающей травмой летального характера
Рисунок 2. Графическая реконструкция черепа из кургана 4 могильника Айгырджал (г. Нарын, Киргизия).
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – 1-ая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари, 2019. 300 с.
Трепанированный череп из могильника Чалчик-Булак
На территории Киргизии сакского времени часто встречаются трепанационные отверстия начиная с сакского периода. Т.П. Кияткиной отмечено трепанационное отверстие на черепе мужчины из кургана 1 могильника Кайрак. Сзади на теменном шве хорошо заметна большая вдавленность 29 х 21 мм., глубиной почти на всю толщину кости, с отверстием около 5х5 мм. посередине. Углубления и края отверстия сглаженные со следами облитерации, что свидетельствует о том, что трепанационное отверстие было выполнено для медицинских целей задолго до смерти [Кияткина, 1996, с.46].
При работе с коллекциями раннего железного века также были обнаружены прижизненные трепанации. Одна из них на черепе из кургана 16 могильника Джель-Арык. Она круглой формы, диаметром около 18 мм. Располагается на задней части правой теменной кости. К сожалению поверхность черепа не очень хорошей сохранности, тем не менее можно отметить, что края черепа истончены и имеются следы облитерации, что позволяет судить о характере подобной трепанации для медицинских целей.
Также достаточно яркой трепанацией является большое отверстие на черепе из кургана могильника Чалчик-Булак в Сон-Кульской долине Республики Кыргызстан. Отверстие размерами 64х58,5 мм. располагается на задней части правой теменной кости (Рис.1). Все края отверстия облитерированы и сделаны задолго до смерти индивида, вероятно в лечебных целях.
Рисунок 1. Трепанационное отверстие на черепе из могильника Чалчик-Булак (Киргизия). Автор раскопок К.Ш. Табалдиев
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – 1-ая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари, 2019. 300 с.
Журнал "Camera praehistorica" приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных коллег
Журнал "Camera praehistorica" приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных коллег. Сейчас ведется прием статей в последний выпуск 2020 г. и на 2021 год. С правилами оформления рукописей и условиями публикации можно ознакомиться на сайте журнала.
Информация о журнале "Camera praehistorica"
В 2018 году Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН принял решение основать на базе двух серийных научных изданий МАЭ РАН «Свод археологических источников Кунсткамеры» и «Замятнинский сборник» журнал Camera praehistorica.
Он служит площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем культурной и биологической истории человека от нижнего палеолита до Эпохи великого переселения народов. Издание предоставляет специалистам возможность публиковать как результаты многолетних фундаментальных исследований, в виде аналитических статей, так и информационные заметки о важных открытиях и находках в области археологии, антропологии и смежных дисциплин. Camera praehistorica дает уникальную возможность публикации археологических источников, коллекций и баз данных по физической антропологии. Введение в научный оборот таких источников является одним из приоритетных направлений политики журнала.
К публикации принимаются статьи, посвященные результатам изучения с помощью традиционных и естественнонаучных методовархеологических памятников и материалов, древнего искусства, техник и технологий, работы по вопросам биологической эволюции и популяционной истории человека, биоархеологии. Журнал предоставляет возможность для размещения на его онлайн ресурсах баз данных по археологии и физической антропологии.
Camera praehistorica выходит два раза в год, материалы публикуются на русском или английском языках, в печатном и электронном виде. Общий объем каждого выпуска составляет 20,0 а. л. Все статьи, поступившие в редакцию, подвергаются двойному слепому рецензированию с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов в области археологии, антропологии и смежных дисциплин. Плата за публикацию материалов не взимается.
Регистрационный номер: ПИ № ФС 77 – 73486
Дата регистрации: 17.08.2018.
Издается с 2018 года.
Периодичность: выходит 2 раза в год.
ISSN: 2658-3828
DOI: https://doi.org/10.33291/26583828
Учредитель и издатель: ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Контакты:
Почтовый адрес издателя: Университетская наб., 3, 199034, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: camera.praehistorica @ mail.ru
Факс: +7-812-328-08-11
Телефон: +7-812-328-08-12 (доб. 420)
Реконструкция лица по черепу из кургана 3 могильника Кенсу (Семиречье, Казахстан)
Графическая реконструкция по черепу мужчины из кургана 3 могильника Кенсу (Райымбекский район Алматинской области в урочище Кенсу, Казахстан)
Автор старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), кандидат исторических наук Поздняков Дмитрий Владимирович.
Сакская культура V-III вв. до н.э. Раскопки Р.К. Шербаева в 2015 г.
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – 1-ая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари, 2019. 300 с.
Сайт "Портреты по скелетам. Научное наследие М.М. Герасимова"
Представляем Вашему вниманию сайт, посвященный Михаилу Михайловичу Герасимову и его методу реконструкции лица по черепу. Одним из преимуществ сайта является наличие 50 пластических реконструкций лица по черепу, которые оцифрованы в 3D формате и которые можно вращать и рассматривать под разными углами. Все реконструкции находятся в фондах Государственного биологического Музея им. К.А. Тимирязева.
Проект осуществлен совместными усилиями следующих организаций:
- Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН
- Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева
- Российский государственный архив кинофотодокументов
- Электронная библиотека «Научное наследие России»
- Государственный Дарвиновский музей
Для справки:
Михаил Михайлович Герасимов — замечательный советский учёный, археолог и реставратор, антрополог и скульптор. Он автор метода пластической портретной реконструкции, лауреат Сталинской премии (1950), доктор исторических наук (1956), Заслуженный деятель науки РСФСР (1969).
Метод Герасимова универсален и точен. За годы кропотливой работы Михаилу Герасимову удалось установить четкие корреляции между лицевым скелетом и мягкими тканями. Он первым доказал, что восстанавливая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства. Созданные Герасимовым научно достоверные образы позволяют нам увидеть лица далеких предков, зримо представить процесс становления человека, узнать, как выглядели исторические деятели прошлых веков. Каждая работа М.М. Герасимова – это одновременно научный документ, произведение искусства и образ живого человека.
Реконструкция лица по черепу из кургана 8 могильника Албан-Джилга (Киргизия)
Графическая реконтсрукция по черепу женщины из кургана 8, могильника Албан-Джилга (Киргизия). Автор старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), кандидат исторических наук Поздняков Дмитрий Владимирович.
Сакская культура IV-III вв. до н.э. Раскопки А.К. Абетекова в 1887-1988 гг.
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – 1-ая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари, 2019. 300 с.
Реконструкция лица по черепу из кургана 1 могильника Таргап (Семиречье, Казахстан)
Графическая реконтсрукция по черепу женщины из кургана 1, могильника Таргап (Семиречье). Автор старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), кандидат исторических наук Поздняков Дмитрий Владимирович.
Сакская культура IV-II вв. до н.э. Раскопки Р.К. Шербаева в 2018 году.
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – 1-ая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари, 2019. 300 с.
Реконструкция лица по черепу из кургана 9 могильника Тургень II (Семиречье, Казахстан)
Графическая реконтсрукция по черепу мужчины из кургана 9, могильника Тургень II (Семиречье). Автор старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), кандидат исторических наук Поздняков Дмитрий Владимирович.
Сакская культура IV-III вв. до н.э. Раскопки ведущего научного сотрудника Института археологии им. А.Х. Маргулана А.А. Горячева.
Источник: Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяншанья (VIII – 1-ая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари, 2019. 300 с.
Беседа с Александром Александровичем Хохловым о жизни учёного и работе в науке
Впервые с доктором исторических наук Александром Хохловым я пересекся летом 2013 года на раскопках, которые проходили ТРК Гудок, тогда здесь археологи Самарского педуниверситета проводили раскопки, на месте бывшего городского кладбища. Александр посреди всей этой сутолоки занимался самой системной работой — он описывал останки людей. 7 лет назад серьезно пообщаться не удалось, но желание осталось и вот в 2020 возвращаемся к теме его работы, ведь Александр — не просто доктор исторических наук, но и профессиональный антрополог — единственный в Самаре.
Александр Хохлов в процессе работы
Не забываем и еще один факт — именно такие молодые педагоги как Александр в 1990 годы вели в пединституте и ту плеяду студентов (типа Константина Ланге и Дмитрия Бегуна), которые после вуза пошли не в образование, а в медиа.
Раскопки шли на месте будущего ТРК Гудок
— Александр, выстроить такую биографию, как у вас, может редкий человек, как получилось, что проучившись на биолога, потом пришло осознание, что родное это антропология — очень редкая для провинции профессия?
— Осознание проявить себя именно в области антропологии появилось в период учения на 3-ем курсе биолого-химического факультета. До этого (в 1970-е), еще в школе, мы ходили в кружок, где преподаватель С.И.Павлов профессионально пересказывал книги и статьи о жизни индейцев Америки эпохи колонизации этого континента европейцами.
Тогда у подростков было чуть ли не повальное увлечение индеанистикой, снималось много фильмов ДЕФА ГДР с Гойко Митичем. Мы все в них играли. Наверное, еще тогда проявился интерес к людям, которые могли жить без прелестей современного технического прогресса. Ну, а в институте я периодически продолжал почитывать книжки, и художественные, и научно-популярные, уже не только об аборигенах Америки, но также о людях древности Европы и других континентов. Среди них были ставшие для меня, наверное, судьбоносными издания. К примеру, книга А.Варшавского «Если раскопать холм» или В.Ларичева «Сад Эдема». У меня десятки таких книг, и в них информация уже о людях науки, о поисках в области археологии и антропологии, о реконструкциях древних событий. От самарских археологов, с которыми мне удалось познакомиться, насколько помню, это были В.И. Пестрикова и С.А. Агапов, выяснилось, что мой интерес к физической антропологии можно, конечно, развить, но под руководством непосредственных наставников этой отрасли знаний. Подсказали, навели, помогли со связями – и вот я, студент 4-го курса института еду самостоятельно в Москву, затем Ленинград, где познакомился с профессиональными антропологами, Т.И.Алексеевой (МГУ, Москва) и А.В.Шевченко (МАЭ, Санкт-Петербург) и получил от них первые установки. Диплом я уже писал именно по антропологии, куда включил черепа бронзового века, переданные мне для исследования археологами нашего университета В.А.Скарбовенко и А.И.Крамаревым. Ну, а первые мои полевые археолого-антропологические выезды – это 1983, 1984 годы в составе отряда Башкирского филиала академии наук (г Уфа) под руководством антрополога Р.М.Юсупова, который, собственно, и продемонстрировал мне дополнительные уроки обработки палеоантропологического материала с настоящим краниологическим инструментом. Все это было для мня весьма впечатлительно, наверное, тогда я серьезно заболел этой исследовательской дорожкой.
Раскопки посещал спикер думы Самары Александр Фетисов
— Где служили в армии? Как служба прошла?
— После окончания института год отработал сельским учителем в с. Выползово на Самарской Луке. Решил, коли уж в меня вложили определенные знания по биологии и химии, должен отдать хоть какой-то и хоть как-то долг. А уже осенью 1984 самостоятельно направился, без вызова, в военкомат и попросился забрать на службу – я ведь уже наметил свой путь и мне нужно было как-то побыстрее добраться до серьезных исследований в антропологии, следовательно, нужно было ускорить свой бег к цели.
Служил 1,5 года в воинсковой части МВД г.Тольятти в автовзводе, в качестве водителя УАЗ-469. Не скажу, что мне все там нравилось, да и мало кому нравится. Все это сильно отвлекает – новые порядки, новые отношения, новая жизнь. Это было не мое. Но что делать? Приходилось мириться, сам же сделал выбор. Вернулся в июле 1986 года, но вернулся совсем другой. Желание заниматься наукой угасло. Через пару недель в конце июля же, то ли по инерции, то ли по какому-то глубинному инстинкту, пошёл в корпус на ул. Л.Толстого к археологам. Вообще-то лето – это поля и поля, кого там можно застать?? Мне повезло, в лаборатории был сам ее руководитель — И.Б.Васильев, лично. В беседе я напомнил о себе и скромно заметил – «а нужно сейчас заниматься антропологией?». Ни то что нужно, а просто необходимо, сказал Игорь Борисович, тут же обрисовав мои планы на будущее, пообещав для начала похлопотать о моем трудоустройстве в качестве руководителя кружка в городском Дворце пионеров. Ну а сейчас, чтобы времени зря не терять, сказал Васильев, собирай-ка, ты Саша, рюкзачок и езжай в один из наших археологических отрядов, в Красноярском районе их три, и там есть для тебя настоящая антропология, с ребятами заодно познакомишься. Так все и произошло. Все три отряда нашел, везде был, со всеми обзнакомился, раскопки были в тот год знаковыми – Красный городок, Лопатино II, Гундоровка, а ближе к осени еще и Красносельский. Везде интереснейший материал, а для меня тот самый желанный – люди прошлого, вернее их скелетированные останки. Мои забытые желания вскипели с новой страстью и с этого времени с пути своего я свернуть уже не мог.
— Когда сели за руль, долго ли учились и как адаптация прошла?
Права получил на курсах по вождению, еще обучаясь в Куйбышевском государственном педагогическом институте в 1983 году. Ну а сел плотно на машину в армии, на УАЗ-469. Обучался. Как и многие, тяжеловато. Но как только дали машину, сказав –она твоя – езжай, адаптация примерно 3 дня – все быстро, главное, чтобы никто не командовал, типа рядом сидящего инструктора.
Студенты на раскопках
— Кружок антрополога в 1986 году в городском Дворце пионеров Куйбышев — это что, он создавался с нуля, у нас что-то было раньше в городе? Кто-то из ребят зацепился за интерес?
— Да, как и предлагал И.Б.Васильев, так и случилось – устроился руководителем кружка в ГДП. Начал с начала, с нуля – кружок назвал «Антропологическим», ребят подбирал из школ, ездил, выступал зазывал. Это случилось быстро, две школы (№68 и №70), вернее два класса, покрыли мой призыв. Из ребят за антропологию могли некоторые зацепиться, многим нравилось быть также в экспедициях, я возил своих ребят в составе археологических отрядов Самары (Пугачевский р-н, а также возле г.Хвалынск Саратовской области и др.). Но не зацепились, то ли годы начинались непонятные, то ли еще что, но и мне было сложно ими заниматься, я стремился выше. Из моих кружковцев, пожалуй, можно, назвать Наталью Драчеву, ставшую впоследствии кандидатом почвоведческих наук, которая периодически работала в составе наших археологических партий.
— А потом надо было идти лаборантом в 27 лет работать в 1987 году, когда состоявшиеся доценты вузов уходили в бизнес — легко тогда было идти против течения, как близкие к этому отнеслись? Думали ли, что полоса материальных трудностей затянется на несколько десятилетий, а если бы знали, все равно пошли той же стезей?
— Да, в 1987 меня перевели лаборантом в институт, причем в качестве художника-подмастерья. Параллельно уже формировал палеоантропологическую коллекцию. Было интересно, знал, что это нужно. О материальных средствах тогда не очень задумывался, был один. Но, возникло ощущение затянутости своей дорожки. Как-то было неуютно. Но, она, тем не менее, была уже заказана, с пути сворачивать негоже. И вот, наконец-то, в 1989 году меня переводят в хоздоговорную археологическую лабораторию. Мне тут же оформляют стажировку на 2 года в Москву в институт археологии РАН на образование специалиста антрополога под руководством В.П.Алексеева. В этом же году я в составе Хорезмской археологической экспедиции РАН, еще в апреле, под руководством Л.Т.Яблонского оказался на раскопках сакских курганов в районе Сорокамышских озер Туркменской ССР. Собственно, мое направление на стажировку в Москву было обговорено при инициативе моего будущего прямого наставника Л.Т.Яблонского и одобрено И.Б.Васильевым.
Памятник найденный при раскопках
— Начало 1990 годов — честно говоря глядя на все официальные статусы того времени возникает вопрос — вы с голода не умирали в то время или дачи — огороды выручали? Как близкие трудности переносили?
— 1990-1991 годы – официально я был в Москве. Видел, как и мои товарищи, резко обнищавшие продуктовые полки в магазинах. Я был еще свободен и даже имел подработки в столице, голод страшен не был. Тяжелые годы это 1992— 1993. Совпало? Или так происходит у таких как я? В январе 1992-го женился, родилась дочь, в 1994 – вторая. Мы как-то все это делали по инерции, не думая о плохом, а эти плохие годы и застали врасплох. Не скрою, возникло много разнообразных проблем, в том числе и с жизнеобеспечением. Но как-то пережили, переболели, родители помогали, хотя и им нужно было помогать.
— Правда ли, что даже после защиты докторской приходилось работать дворником?
— Перед защитой. В июне 2013 защитился, а весь год 2012, включая январь и февраль 2013-го, подрабатывал именно дворником. Ну да, был и преподавателем в институте, и дворником в ЖЭУ, и диссертацию писал. Годы были в финансовом отношении сумрачные. Зато было весело осознавать себя эдаким физическим крепышом.
— Когда началось восстановление археологических раскопок в 1990 годы, строек то ведь тогда не было практически?
— По моей памяти, восстановление археологических раскопок началось с 1994 года. Стали появляться археологические договора. Помню, прозвучало предложение ехать подзаработать в поля на памятники Волгоградской области. Поехали, подзаработали, ну и как-то стали появляться новые возможности. Мы ощутили экономические послабления, хотя еще долгое время стабильности не было.
— Как менялись студенты — конец 1980, студенты 1990 годов, студенты доинтернетные 2000 годов, интернетные настоящие. Есть ли среди них те кто способны на голод ради науки? Или вы последнее поколение ученых в области антропологии в Самаре.
Студенты начала и конца 1980-х – это я, мои ровесники и мои прямые последователи. Это жизнь рожденных в СССР. Веселая, непринужденная. Опека, ну и нужное для образования давление со стороны преподавателей, конечно же, были. Что запомнилось помимо учебы, кстати интересной, в том числе за счет настоящих выездных практик. Запомнилась постоянная активная во внеурочное время жизнь: картошка, работа в кружках, участие в агитбригадах, студвеснах, стенгазетах, ежегодных и частых биологических экспедициях, туризм, большое количество друзей, общение, постоянное движение событий, при этом спокойствие, надежда на положительные перспективы в будущем.
Студенты 1990-х, на мой взгляд, примерно те же. С ними общались и в экспедициях. Они учились на переломе событий. У многих еще был задор, но менялись ценности, менялось образование, на них, конечно, все это влияло. Значительно меньше ребят по окончании ВУЗов осталось в той специальности, ради которой они поступили в университеты.
Студенты доинтернетные 2000 годов – рост доли неуверенных в себе.
Студенты интернетные настоящие – тенденция: тихие, застенчивые, часто закрытые, себе на уме. Как будто послушные и это вроде лучше для преподавателей. Но лучше ли? Большинство из них не интересуется общественным, в основном личным. Мало видно движения. И, конечно, эгоизм. Есть, несомненно, и подвижники, но их доля невысока и смотря в каком ВУЗе, каком факультете они учатся, какие условия их окружают, как часто они пересекаются с такими же потенциально активными.
Ради науки сейчас едва ли кто-то в буквальном смысле на голод способен. Можно достаточно сытно прожить. Главное – не брезговать трудом, который может тебя обеспечить продуктами. Сейчас значимость науки в целом подросла, больше появляется желающих в ней прописаться. Но откуда-то у многих молодых подмена понятий. Еще только начинает, а уже объявляет всем, что он специалист. Еще мало что умеет, а на публике старается держать себя независимо как павлин, распушив хвост. Эти никчемные, как бы, «научные» статейки, которыми их озадачивает наша постоянно мечущаяся система образования, которые они и писать то не умеют, а за них во многом пишет их же наставник. Зачем? Заставлять силой заниматься всех наукой? Наука – это удел отдельных людей. Путь остальные просто будут специалистами в той отрасли, которую осваивают. Вообще такой подход «искусственно из каждого делать ученого» имеет мало общего с воспитанием научных кадров. Думаю, он рождает избалованность, которая производит полуграмотных научных недорослей. Благо, большинство из них в итоге понимает, что сели не на того конька, исчезают. Как-бы между прочим. Но есть и те, на кого все же можно положиться. Такие всегда есть.
На раскопках Иверского некрополя. фото Владимира Пермякова
У меня сейчас 4-х аспиранта, которые сами пришли. Главное здесь, никого не тянуть за уши. Кстати, если ученик хочет, он и без прямого наставника информацию нароет и, начально образуется. Но опытного и вдумчивого наставника слушать, несомненно, нужно, иначе можно из-за самонадеянности дров наломать. В общем, есть такие, и появляются вполне обучаемые молодые люди. Ничего не умерло. Я думаю, что антропологии в Самаре быть. Зависит, правда, не только от меня — факторов много, в том числе, ментальность руководства ВУЗа, где существуют такие научные лаборатории, и, разумеется, вышестоящих административных органов. В Самарском Государственном Социально-Педагогическом Университете в этом отношении условия сравнительно нормальные, соответствующая поддержка имеется.
продолжение следует….
Юбилей Генриетты Леонидовны Хить - 90!
Сегодня Генриетта Леонидовна Хить отмечает свой 90-летний юбилей!
Генриетта Леонидовна долгие годы работает, изучая антропологические особенности различных групп населения Евразии. Основным вектором ее исследований является изучение дерматоглифики на основе собранных отпечатков ладоней. Пожалуй, нет на территории России народов которые остались ею не охвачены в ее исследовательской работе, при этом большое количество данных было собрано ею самой или при её участии.
Генриетта Леонидовна лишь год назад ушла на пенсию из Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, но продолжает трудится над обобщением имеющихся данных, решая вопросы сложения и формирования физических особенностей различных групп современного населения, которые в настоящее время с ростом самосознания и этнической идентификации все более актуальны.
Сердечно поздравляем Генриетту Леонидовну с ее юбилеем!