Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины алакульской культуры эпохи бронзы. Селивановский могильник / Абзелиловский район РБ. Автор Нечвалода А. И.
Автор: Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины гунно-сарматского времени. Могильник Соленый Дол / Челябинская область.
Автор: Герасимов М.М.
Качуг (р. Лена) Раскопки Окладникова А.П.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины золотоордынского времени. Мавзолей Хусейн-бека / Чишминский район РБ.
Автор: Герасимов М.М.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кыпчака золотоордынского времени. Могильник Линевка I / Оренбургская область.
Автор: Лебединская Г.В.
Скульптурная реконструкция выполненная по черепу мужчины из кургана у с. Квасниковка, Саратовская область, недалеко от г. Энгельса. Погребение датировано XII-XIII вв. Определено как половецкое.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сакской культуры. Курганная группа Иртяш 14 / Челябинская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 1

Останки, обнаруженные в погребении, принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 20-25 летпозднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины кимака. Могильник Аулиеколь / Казахстан.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины ямной культуры. Могильник Кумсай / Казахстан.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 5 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины срубной культуры эпохи бронзы. Хусаиновские курганы / Давлекановский район РБ.
Автор: Пежемский Д.В.
Графическая реконструкция человека из Нижней Джилинды (Северная Бурятия)
Автор: Алексеева Е.А. Погребение из могильника Карасье IX

Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины сармата. Филипповские курганы / Оренбургская область.
Автор: Алексеева Е.А. Святилище Усть-Полуй.
Комплекс Святилище Усть-Полуй, расположенный в черте г. Салехард. В целом комплекс датируется преимущественно эпохой раннего железа и связан в той или иной мере с кулайской культурной общностью. Портрет женщины зрелого возраста.
Автор: Герасимов М.М.
Маркина гора (Костёнки XIV) — палеолитическое поселение возрастом около 37 тыс. лет близ села Костёнки Хохольского района Воронежской области. Находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Дон, на мысу, носящем название Маркина гора. Относится к группе поселений Костёнковско-Борщёвские стоянки или Костёнковский комплекс стоянок.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи неолита из погребения в гроте Камнгь Дождевой / Сведловская область.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу женщины сакской культуры. Могильник Кумкуль / Челябинская область.
Автор: Нечвалода А. И.
Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (анфас)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.
Автор: Герасимов М.М.
Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.
Автор: Алексеева Е.А. Атласовское погребение 2 (профиль)
Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Автор: Балуева Т.С. и Веселовская Е.В.
Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре . Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.
Автор: Алексеева Е.А. Брусницын Л.И. (1784/86 - 1857)
Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.
Автор: Алексеева Е.А. Зелёный Яр
Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.
Автор: Алексеева Е.А. Сергеляхское захоронение
Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.
Автор: Нечвалода А.И. Курганный могильник Мандесарка-6
Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II-III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».
Автор: Алексей Нечвалода. Последний император инков Атаульпе (?)
Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.
Автор Алексей Нечвалода. Матерал: пластик, акриловые краски.
Автор: Никитин С.А. "Уржарская принцесса"
Автор: Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I
Автор Нечвалода А.И.: Реконструкция по черепу мужчины позднесарматского времени из могильника Танабереген II
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из к. 16 мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор Алексей Нечвалода: Скульптурная реконструкция по черепу женщины из к. 16, мог. Берель (Казахстан). Пазырыкская культура
Автор: Алексеева Е.А. Реконструкция лица по черепу мужчины из могильника Устюг 1 (Бакальская культура)
Банк краниологических коллекций и фотоматериалы Кабинета антропологии Томского государственного университета
Антропологические исследования в Томском государственном университете проводятся с первых лет его существования. В конце XIX - начале XX вв. они были связаны с именами профессоров В.М. Флоринского, Н.М. Малиева и, особенно, прозектора, а затем доцента С.М. Чугунова. Первые антропологические материалы накапливались в Археологическом и Анатомического музеях университета.
В первый каталог Археологического музея включено не менее 26 черепов (Томск, 1888). К концу 90-х гг. зарегистрировано 50 (Томск, 1898).
Параллельно краниологические материалы поступали на кафедру нормальной анатомии в Анатомический музей (Н.М. Малиев, С.М. Чугунов) к концу 1895г. их насчитывалось около 111 ед. хранения (Малиев, 1896).
В государственном архиве Томской области сохранился документ от 27 мая 1889г. № 1153. "Томскому губернатору. При раскопках Земли во время производства построек в г. Томске очень часто находятся человеческие черепа и вообще человеческие кости. Принимая во внимание, что подобные находки могут иметь научный интерес господин попечитель учебного округа просит сделать распоряжение, чтобы все вообще находимые в г. Томске при раскопках земли человеческие кости были доставляемы в Анатомический музей университета, подобно тому, как это делается в других университетских городах, с тем, чтобы экземпляры, могущие представлять научный интерес, оставлялись в Анатомическом музее, остальные были погребаемы на кладбище. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа В. Флоринский" (ГАТО, ф. 126, оп. 1.д. 381. л. 158-158-а).
Начиная с 1887г. вплоть до 1904 г. в оба музея поступают краниологические материалы со старинных православных и татарских кладбищ, которые обнаруживались во время строительных и ремонтных работ г. Томска. Краниологические материалы Анатомического музея (черепа томских татар, сургутских хантов и некоторых других) были опубликовано С.М. Чугуновым в серии очерков "Материалы по антропологии Сибири" 1893-1904гг. Данная серия очерков до сих пор пользуется большой известностью в среде ученых антропологов.
С 1919 по 1921 гг. кабинет географии ТГУ (проф. Кафедры географии С.И. Руденко) - около 30 древних черепов (афанасьевская у с. Батени, С.А. Теплоухов, тагарская Минусинская котловина С.И. Руденко).
В 1927-1929гг. Антропологические коллекции Кабинета географии переданы в Этнолого-археологический музей ТГУ (ранее до 1923 г. Археологический музей).
В 1930 г. краниологические коллекции Анатомического музея ТГУ переданы в музей нормальной анатомии Томского медицинского института 68 ископаемых черепа в основном это сборы С. М. Чугунова.
В 1948 г. организован Антропологический музей при кафедре анатомии и гистологии университета (Н.С. Розов) - 172 черепа из них 124 переданы из музея истории материальной культуры ИФФ (с 1934 г. до этого Этнолого-археологический музей) 48 черепов из экспедиций по Чулыму 1946-1948г.
В 1958 г. на базе Антропологического музея приказом ректора ТГУ (№ 81, § 13 от 5 мая) согласно распоряжению Минвуза РСФСР был открыт кабинет антропологии. Организационно он примыкал к кафедре физиологии человека и животных БПФ ТГУ (зав. - профессор В.А. Пегель), на которой тогда работал Н.С. Розов. Заведующим кабинетом антропологии был назначен Н.С. Розов, а для кабинета была выделена штатная единица старшего лаборанта.
В том же, 1958 г. на конференции по комплексному изучению древней истории народов Западной Сибири, состоявшейся в г. Новосибирске, было принято решение о создании на основе кабинета антропологии ТГУ единого центра сбора и научной обработки антропологических материалов из археологических раскопок в Западной Сибири. В кабинет антропологии начали поступать материалы от археологов Томска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула.В 1968 г. вместе с Музеем археологии и этнографии Сибири он вошел в состав вновь созданной Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири. В отличие от музея, кабинет не сохранил своего официального прежнего статуса, как особого подразделения музейного характера, однако коллекции увеличивались, и работа сотрудников кабинета антропологии продолжалась.За период с 1968 по 1994 гг. в кабинет поступили антропологические материалы от 115 археологов из 34 научных учреждений. От университетов, пединститутов, НИИ и краеведческих музее более 20 городов Западной Сибири (Томск, Новосибирск, Новокузнецк, Прокопьевск, Омск, Тюмень, Тобольск), Южной Сибири (Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Абакан, Минусинск), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), Урала (Екатеринбург, Сыктывкар), а также, столичных городов (Москва, Петербург), Казахстана (Усть-Каменогоск, Караганда, Петропавловск). Часть коллекций получена в результате совместных экспедиций с археологами ИИФиФ СО РАН (Новосибирск), Горно-Алтайского НИИИЯЛ, Томского, Алтайского и Уральского университетов, Красноярского краевого краеведческого музея.
Большой остеологические материал был накоплен в ходе собственных антропологических экспедиций (полный отчет, дневники, фотографии находятся в архиве кабинета антропологии) сотрудников лаборатории В.А. Дрёмова, А.Р. Кима, А.Н. Багашёва. С 1968 по 1994 гг. в процессе работы над плановой темой "Антропологический состав коренного населения Западной Сибири и проблемы его формирования" проведено более 80 экспедиционных выездов. Экспедиционные работы проведены в 72 пунктах Томской, Новосибирской, Кемеровской, Омской, Тюменской, Свердловской областей, Алтайского и Красноярского краев. В результате собран материал по 36 локальным группам коренного населения Западной и Южной Сибири (алтайцы, хакасы, шорцы, сибирские татары, чулымцы, селькупы, ханты, манси). Часть этих материалов была опубликована в 1970-1980 гг. более поздние поступления вошли в обобщающую монографию "Расогенез коренного населения" из серии "Очерки культурогенеза народов Западной Сибири" (Томск, 1998. Том.4). По объ ему материалов, вошедших в монографию, по степени их обобщенности подобная публикация в ближайшие десятилетия вряд ли возможна.
Ценность коллекций кабинета антропологии состоит в том, что они содержат палеоантропологические источники, происходящие из некрополей от Урала до Дальнего Востока, а хронологически - от эпохи неолита до современности. Если в 1968 г. в кабинете антропологии ТГУ насчитывалось около 650 черепов из древнейших и поздних могильников, то в настоящее время их число составляет 5 500, что представляет собой фундаментальную источниковую базу для изучения этно- и расогенеза народов Сибири.
Краниологические коллекции кабинета антропологии пользуются широкой известностью среди специалистов России как богатейшее собрание палеоантропологических материалов по населению Западной Сибири с древнейших времен до современности. Уникальные коллекции являются базой для научной работы антропологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кемерово, Тюмени, Барнаула и других городов страны. В 1990-е гг. коллекции кабинета антропологии стали предметом изучения специалиста-одонтолога Элис Хойслер из Аризонского университета (США).
В настоящее время Кабинет антропологии ТГУ не просто место хранения коллекций, а постоянно действующий центр их научной обработки. Здесь производится разборка, реставрация, паспортизация, присылаемых коллекций, археологам направляются предварительные поло-возрастные определения, ведется консультативная работа. Одной из важнейших задач сотрудников кабинета антропологии на данном этапе является обработка и введение в научный оборот собранных ранее и поступающих новых краниологических и остеологических материалов. Это позволит более детально понять этапы развития аборигенных этнических обществ Западной Сибири с древнейших времен до наших дней.
Кабинет антропологии является уникальным объектом научной инфраструктуры Томского государственного университета, краниологические коллекции которого по значимости занимают третье место в стране после собраний краниологических коллекций Музея антропологии Московского государственного университета и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Банк краниологических коллекций и фотоматериалы кабинета антропологии Томского государственного университета находятся на сайте Томского государственного университета
http://www.if.tsu.ru/kranion/books_a.htm
http://www.if.tsu.ru/kranion/etn_a.htm